Эллэ́й Боо́тур

          Эллэй Боотур — новатор, культурный герой, основавший традиционное скотоводческое хозяйство якутов, создавший материальные ценности вплоть до домашней утвари. Эллэй Боотур — основатель праздника Ысыах, на котором впервые из якутов произнёс моление-алгыс к Создателю и Айыы.

Легенды

            По одним вариантам преданий Эллэй Боотур представлен выходцем из тюркских племен, убежавшим на север от преследований владыки его племени или от жестокой долгой войны. По другим, он убежал, спасая своего престарелого отца от смерти.

         Есть и версия, описывающая прибытие отца Эллэя Боотура на Лену подобно Омогой Баю. А именно, что отец Эллэя Боотура Татар Тайма, спасаясь от войны монгольских племён, вместе с несколькими людьми и своими богатствами переселился на север, в край Уранхай.

          Все предания сходятся в том, что именно от детей Эллэя Боотура произошёл народ саха. А именно, у Эллэя было шесть сыновей: Намылга Силик, Хатан Хатамаллай, Харах Нал, Мэнгнэх Бэкичэл, Джуон Джангы, Лангха Силик. От сыновей Эллэя произошли пять якутских улусов.

        В преданиях подчеркивается глубокая нравственность Эллэя Боотура, его любовь к отцу, уважение к советам старика, сметливость. Он точно выполняет его заветы. Эллэй Боотур по прибытии к Омогой Баю поступает в работники и своим трудолюбием и поведением заслуживает уважение патриарха, который предлагает ему жениться на одной из его дочерей. Эллэй Боотур по чудесным приметам избирает своей женой нелюбимую, некрасивую, но физически крепкую, плодовитую дочь Омогоя Сыспэй-Сысыах («Растрёпанная коса») — к великому неудовольствию Омогоя, который держал в уме выдать за Эллэя свою любимую дочь красавицу Нурулдан-куо. С этого момента противопоставляются в преданиях характерные черты образов Омогой Бая и Эллэя Боотура.

           В некоторых преданиях утверждается, что Эллэй Боотур живым вознёсся на небеса и что он был сыном Бога, Айыы Тойона.

        Омогой, Эллэй — имена легендарных прародителей якутов, переселившихся на Север. В вариантах они могут звучать различно: Омогой, Оно-хой, Номогон Баай, Оконом; Эллэй, Элдьэй, Этуос, Мясогубый Эльдэй. На юге, в стране бурят, жил человек по имени Омогой Баай. Один местный шаман, камлавший у Омогой Баая, оборотился в птицу-лебедя, полетел вниз по трехрусловой Лене-реке до устья Вилюя, потом, провидев, рассказал: «Там, где расширяется Лена- река, находятся две горы Ытык Хая [Южная почтенная гора, высокий горный мыс на р. Лене в 28 км к югу от Якутска, местное русское название: Табагинский мыс. Хотугу Ытык Хайа — Северная почтенная гора, 25 км севернее Якутска, местное название: Кангаласский камень, в старину его назвали Сур-гуев камень»]. Южная Ытык Хая создана для размножения лошадей, а Северная Ытык Хая создана  для размножения рогатого скота. Немного ниже Ытык Хая выросли три прекрасные ели. Там стоят старик со старухой и приветствуют словами: “Мы — духи-иэйэхситы [«Иэйэхсит — общее название божеств женского пола, покровительствующих людям, лошадям и рогатому скоту»] этой страны, мы кормим и одариваем каждого приходящего” Если поедешь ты в эту страну, видимую мною [говорит шаман Омогою], то найдешь там счастье и благополучие, и впоследствии размножится и распространится твое потомство».

        Приняв этот совет, Омогой Баай со своей женой, с двумя дочерьми и десятком парней-домочадцев снялся со своего местожительства и пустился в далекий путь. Каким-то образом, попав по ошибке к верховьям Вилюя, спустился по нему на плоту вниз по течению. Приплыв к устью Вилюя, сделал остановку. Омогой Баай затем один, верхом на бревне, переправился через Лену и, поднявшись на высокую гору, сопку, говорят, пригляделся к очертаниям [раскинувшейся перед ним] страны и сказал: «Почему-то с северной стороны заметно веют холодные ветры, по-видимому, здесь страна, лишенная счастья, в которой люди и скот не могут размножаться. Только с Юга отдает горячим, теплым воздухом, наверно, там находится благодатная страна». Поэтому они потянули свой плот бечевой вверх по Лене и пришли на нынешнюю Кильдемскую равнину.

           Действительно, как было сказано бурятским шаманом, наяву и взаправду иэйэхситы и айыысыты в образе старика со старухой стояли и приветствовали  у трех елей. Омогой и его люди остановились здесь и установили берестяную урасу. На другой день отправились к Северной Ытык Хая и нашли там пеструю, как шмель, трехлетнюю стельную корову и привели ее. На следующий день пришли к Южной Ытык Хая, разыскали три ели и оттуда, с левого склона горы, привели четырехлетнюю темногривую, темнохвостую жеребую кобылу. Здесь они и остановились на постоянное жительство, стали заниматься охотой, добывали диких оленей, лисиц, развели скот и зажили как постоянные жители.

          Через три года, в период наибольшего изобилия молочных продуктов [начало лета], парни Омогоя однажды заметили, что с водой второго [летнего] половодья с верховьев реки проплывают мимо птичьи перья, звериная шерсть и щепки [«...в легендах и преданиях признак того, что выше по реке появились незнакомые люди»]. Об этом сообщили Омогою. Он приказал: «Проследите!» Тогда двое парней, Ниргитэр и Доргу-тар, пошли до самой Южной Ытык Хая. Когда они пришли туда, там сидел совершенно голый человек. Увидев его, парни стали подкрадываться, но тот заметил их и стал разговаривать с ними, как знакомый: «Вы — парни Омогоя? Спустя полгода после того, как вы отправились, я последовал за вами и прибыл [сюда] через два с половиной года». Еще он назвал себя: «Эллэй Боотур». Они разговорились, познакомились и все вместе пришли к Омогою. Эллэй поселился у Омогоя, в течение трех лет жил у него парнем-работником. Он был могучего телосложения, сильный, выполнял работу за трех человек и заслужил похвалу от Омогоя.

          У Омогоя были две взрослые незамужние дочери: старшая Дэкэй Дэпсэ, младшая Ньыкы Даххан. У обеих все больше росло желание стать женой Эллэя. Однажды утром жена Омогоя, поднося Эллэю кумыс в чоронеп, обратилась к нему с просьбой: «Одну, лучшую из наших дочерей бери себе в жены, положи начало роду, размножай скот. Мы Для тебя предназначаем Ньыкы Даххан». Эллэй выпил кумыс, поданный ему старухой, но ничего не ответил, только молча выслушал. Он промышляет-охотится, и добыча его отменно велика, и в работе он хорош. Обе девушки ходили по своим надобностям обычно на запад. Во время работы Эллэй тайком, спрятавшись, наблюдал за ними и заметил, что у нелюбимой дочери Дэкэй Дэпси моча белой пеной вспучивалась наподобие горшка, а у младшей избалованной дочери Ньыкы Даххан впитывалась в землю быстро, без пены, как вода. Заметив это, Эллэй рассудил: «Старшая дочь будет иметь детей, оставит потомство, а у младшей не будет потомства и недолго она проживет».

        Однажды Омогой Баай позвал Эллэя к себе и спросил: «Ну, как ты надумал, кого из наших детей возьмешь себе в жены и станешь основателем рода, потомства?» Эллэй ответил: «Возьму вашу нелюбимую, худшую вашу дочь Дэкэй Дэпсэ». Не понравилось Омогою Бааю, что Эллэй берет нелюбимую дочь, и он в отместку за это выделил им из своего богатства лишь одну безрогую, бесхвостую рыжую корову [такую корову не давали в приданое невесте, ее в старину приносили в жертву при болезнях, для умилостивления злых духов»], сказав при этом: «Уходите поскорее, не показывайтесь на глаза, устраивайтесь там, где вы задумаете, как отдельно растущий лес». С этими словами и проклятиями прогнал их.

          Эллэй с женой поселились на широкой Иэнэйской равнине у нынешнего озера Сахсары, поставили урасу, натянули веревку для жеребят — сэлэ, развели дымокур и стали жить самостоятельно. Изготовили посуду для кобыльего молока, стали доить кобыл и приготовлять кумыс. Спустя много лет стали они жить в богатстве-довольстве, обзавелись детьми-потомством. В одно лето, накопив кумыса, устроили ысыах, называемый «жеребячий кумыс», пригласили своих родственников, омогойских. На приглашение явились только старуха с парнями-домочадцами. Омогой со своей избалованной дочерью не пришел.

        На ысыахе Эллэй, высоко подняв украшенный конской гривой чорон, встал на одно колено и произнес заклинание. Он заклинал вышние божества — айыы и духа-хозяйку земли поименно, вознося им чорон с кумысом, потчевал-угощал их. В ответ на это из глубины восточного неба выплыл пучок волос из конского хвоста и пролетел по направлению движения солнца. Вдруг в середине ысыаха прибежала работница Омогоя и сообщила: «Любимая дочь Ньыкы Даххан волочится по земле, привязавшись недоуздком жеребенка к хвосту кобылы. Пойдемте скорее!» Все собравшиеся пошли и увидели, что Ньыкы Даххан умерла, привязавшись недоуздком к кобыле и заставив волочить себя. Когда пришли люди, она была уже мертва.

       С тех пор Эллэй разбогател, потомство его размножилось, он стал предком людей, прародителем якутов. Говорят, что нынешние пять якутских улусов: Кангаласский, Мегинский, Ботурусский, Борогонский и Намский произошли от потомков Эллэй Боотура.